Маша Царёва, чьё имя на слуху только последние два года, на самом деле автор уже около тридцати книг. Название жанра, в котором она пишет, до сих пор непривычно и непонятно для большинства. «Что такое чиклит?» – таким вопросом задаётся каждый второй, прочитав рекламный слоган о том, что Маша, оказывается, королева этого самого не-пойми-чего. На самом деле, речь идёт о подвиде дамского романа, где количество соплей уменьшено, количество половых партнёров – увеличено, а вопросы денег и карьеры занимают героиню – обязательно горожанку, современную и самостоятельную, – не меньше, чем любовные переживания. Так называемые гламурные романы тоже относятся к чиклиту – «литературе для цыпочек».
Год назад, когда в свет вышла позапрошлая книга Царёвой «Это подиум, детка», критики много говорили о том, что писательница стала жертвой издательского «гламурного» позиционирования: мало кто мог сходу догадаться, что под розовой обложкой скрывается не история из жизни олигархов с рассуждениями о преимуществе Диора перед Гуччи, а роман-разоблачение, достойный быть отнесённым к современной прозе. В новой книге Царёва продолжает прежнюю линию: главная героиня Настя Прялкина не охотится за «папиками» и не размышляет о прелестях Куршевеля – она трудится. Сначала кондитером в провинциальном кафе, потом личным поваром в богатом московском доме; далее следуют шикарный ресторан и, наконец, собственная кулинарная телепрограмма. В столицу Настю привели отнюдь не карьерные устремления: девушка приехала, чтобы отомстить обидчику, развращённому миллиардерскому сынку Давиду, весёлой жизни которого посвящена не одна страница. В конце она, разумеется, возносится, он, естественно, катится вниз. Никаких неожиданностей.
Бойко, хотя и без изысков написанная, «Несладкая жизнь» читается очень быстро и затягивает невероятно: даже тот, кто, как я, читает средний роман не менее чем за неделю, способен проглотить эту вещь за два дня. Впрочем, такой «плюс» книги коварен: он открывает её «минусы». Прочитав 200 страниц за один вечер, замечаешь, что, к примеру, шаблонное выражение «нечеловеческим усилием воли» повторяется слишком часто, а в описании героев и в сюжете не обошлось без противоречий: так, в одном месте говорится, что Давид единственный сын, а в другом – упоминается о его брате; есть и другие неувязки. Разрозненные сюжетные линии, лишённые однозначного конца, конечно, интересны, но никак нельзя избавиться от мысли о том, что дело не в специфической авторской задумке, а в том, что так легче. Описание потери Настей девственности по духу и почти текстуально совпадает с аналогичным местом в «Подиуме». Вообще, вся книга оставляет впечатление не только по-быстрому написанной, но и по-быстрому задуманной, какой-то необязательной для автора.
Может показаться странным, но после всех этих замечаний на вопрос, читать или нет, я всё-таки отвечу положительно. Секрет прост: яркий, живой, динамичный роман, полный колоритных персонажей, ужасно увлекателен. И интереснее всего читать, конечно, не про то, как Настя печёт блины. Здесь всё так же, как в мексиканском сериале: сочувствуем мы Дикой Розе из трущоб, а смотреть предпочитаем на жизнь жестокосердных сеньорит в особняке…
Yorumlar
3