«1947» kitabının incelemeleri

Люблю такую беллетристику – факты из самых разных стран, ситуаций – выстраиваются в единую цепь и получается картина. Большая и красивая картина третьего послевоенного года Европы и мира

Не жалею что купил и прочел.

Отличная книга, весьма актуальная, еврейско-палестинский вопрос, как не был решен в 1947 году, так не решен и сейчас. Этой теме посвящена большая часть книги. А в общем и целом, по структуре очень напоминает книги Флориана Иллиеса с его циклом 1913 и дальше. Также по месяцам описаны события 1947 года, и жизнь тех или иных известных культурных деятелей типа Оруэлла или Симоны де Бовуар. Показано отношение шведского общества к немцам и евреям, настроения тех лет, роль ООН и прочие проблемы, не потерявшие актуальности до сих пор.

Отзыв с Лайвлиба.
Удивительная работа-исследование, которая сочетает в себе исторические факты и личные истории непосредственных участников событий.

Первая половина текста пролетела незаметно: было интересно наблюдать и за осмыслением второй мировой, и за ситуацией с беженцами, и за попытками как-то все случившееся объяснить и предотвратить. Здесь было много личного, болезненного опыта, который иногда оглушал. Во второй половине стало больше политики и бюрократии, и я немного застопорилась.

Один из выводов (банальных, на самом деле), который я для себя сделала, это — в каких же разных, отличающихся друг от друга мирах живут люди. В то время, пока кто-то собирает отчеты и показания для Нюрнбергского процесса, кто-то создает новые модели платьев. В то время, пока кто-то потерял свой дом и теперь вынужден бежать (неизвестно куда и зачем), кто-то влюбляется и путешествует. И это так сильно нечестно и несправедливо — быть вынужденным проживать какие-то события только в силу того, что «не повезло» родиться в определенном месте в определенное время.

Случились и разочарования. Отрывки про де Бовуар вызывали чуть ли не отторжение и отвращение. Человек, написавший «Второй пол» здесь показался мне каким-то легкомысленным и даже глупым. Но были и открытия, например, Рафаэль Лемкин — автор термина «геноцид». Удивительный человек, который работал практически в одиночку над тем, чтобы называть вещи своими именами и ни в коем случае не замалчивать их. И опять же, возвращаясь к нечестности: пока в Голливуде снимались фильмы, господин Лемкин — умер на автобусной остановке от изнеможения.

Эта книга дает новый, какой-то прогорклый опыт, от которого есть шанс стать немного лучше.
Отзыв с Лайвлиба.

Я просто ошеломлена. Какое глубокое исследование, какая прекрасная книга. И просто гениальный перевод!вот такие книги ( а есть ли еще что-то подобное?!) должны стать обязательными к прочтению в школе!

В тритыщи раз лучше, чем «1913. Лето целого века» Флориан Иллиес . Больше, чем в тритыщи. Никакой дебильной богемы и высосанных из пальца проблем, авторка широкими мазками рисует картину года: политика, личные истории, истории, до сих пор не нашедшие своего завершения, общая атмосфера. Иными словами, всё то, чего и ждёшь от книги про хронику событий года. Из этой книги вы узнаете: как Британия отказалась решать проблемы Индии, что привело к разделению на три государства и кровопролитной войне; как ООН пыталась решить Палестинский вопрос, и как из этого ничего не вышло (кроме кровопролитной войны); как образовалось Исламское государство; как Симона де Бовуар трахалась, путешествовала и ныла; как проходил Нюрнбергский процесс; как Рафаэль Лемкин пытался заставить мир принять понятие геноцида и запретить его; как евреев мотало по миру, как говно в проруби (уж простите за сравнение) и многое другое. На самом деле, вся книга в целом о евреях - настолько это был больной вопрос в прошлом веке. Книга о том, как мировое сообщество говорило "Ну да, то, что сотворили с евреями нацисты - это ужасно, но мы не хотим принимать еврейских беженцев, отправьте их куда-нибудь в другое место". О том, как нацистские идеи жили и процветали, несмотря на крах нацистской Германии. Ну и о том, как Бовуар трахалась и грустила. На самом деле то, как в книгу врезаны отрывки о Бовуар - тот ещё анекдот, потому что они почти всегда между двух безумно страшных сообщений. "Начало войны, погибло 3000 человек. БОВУАР ТРАХАЛАСЬ И ГРУСТИЛА. Нюрнбергский процесс об убийстве миллиона человек". То ли авторка не любит Бовуар, то ли она так пыталась разрядить атмосферу, но абсолютно провалилась. Даже заметки об Оруэлле, у которого курица снесла аж 3 (!) яйца за день, смотрелись органичнее. Я не понимаю, на кой чёрт вообще была история Бовуар, если о её действительно важной работе написано два предложения - летом начала работу над книгой, зимой пишет о работе своему хахалю. Всё. Чтобы показать, что пока мир горел и раскалывался на куски, некоторые жили припеваючи и ни о чём не волновались? Ещё странно выглядит врезанный в середине рассказ о семье самой Осбринк. Именно он убедил меня в том, что книга именно про евреев, потому что авторка - сюрприз! - и сама из еврейской семьи. Дед пропал без вести, отец чудом выжил. Рассказ хороший, краткий и честный, но к году не привязан, привязан к теме книги. Что и ведёт нас к логичному выводу, о чём книга.

Отзыв с Лайвлиба.

Вот и еще одна книжка про "год в истории". В последнее время это модный жанр, хотя до сих пор к "1927" Билла Брайсона ни у кого приблизиться не получилось.

С каждой новой попыткой становится все понятнее, почему. В книге Брайсона, как ни крути, есть несколько четких сюжетов, зачастую привязанных к 1927 году лишь формально. Скажем, да, 1927 — это год полета Линдберга, но Брайсон рассказывает не только про этот полет, но и про все развитие американской авиации, а попутно еще и про сам род Линдбергов. Это добавляет тексту логики, выпуклости, это примагничивает читателя.

У эпигонов Брайсона (я читал "1918", "1913" и вот теперь "1947") замах изначально пожиже. Они, по сути, не книгу пишут, а ленту Твиттера реконструируют — если бы, конечно, Твиттер тогда существовал. Никаких пояснений, никакого анализа, просто скучный перечень событий, которые иногда забавно перекликаются, но в основном представляют из себя какую-то мешанину. "1947" на этом фоне еще более-менее неплоха: тут все-таки можно наметить сквозные линии про Рафаэля Лемкина и Симону де Бовуар, но вот тема палестинского кризиса и автомата Калашникова, конечно, катастрофически не раскрыта.

Еще начинает напрягать тренд на введение в тексты своих семейных историй. Понятно, что дед автора страдал, понятно, что автор хочет хоть как-то сохранить память о нем, но надо же как-то понимать масштаб. Про деда можно было написать отдельную неплохую книжку, а вот перемежать рассказами о нем текст о глобальных событиях — ну, так себе идея.

Особых восторгов нет, но и сожалений, что потратил время, тоже. 4/5

Отзыв с Лайвлиба.

Обычно книга, составленная из разрозненных эпизодов, бывает трудной для восприятия. Но здесь писательнице удалось найти превосходный баланс: истории отдельных людей, развитие нескольких глобальных конфликтов, личная история семьи Осбринк и все это наложенное на календарь 1947 года и повторяющиеся пассажи о движении часовых стрелок и восприятии времени. Книга напомнила мне о видео-коллаже "Часы" 2010 года.

Элисабет Осбринк происходит из семьи венгерских евреев. Ее бабушка Элли смогла спасти себя и сына, а десятилетний сын принял решение остаться в Венгрии в 1947, а не эмигрировать в Палестину, потому что мама угостила его венской колбаской, прежде чем задать вопрос. Разумеется, Элли не пыталась повлиять на выбор, просто так совпало.

Огромные новые направления также описываются с точки зрения участников. Резолюция по правам человека, образование еврейского государства и новый виток ислама с возращением к джихаду, раздел Индии и Пакистана, рождение бибопа, работа Симоны де Бовуар и Оруэлла... Как один человек лоббировал использование специального слова, чтобы обозначить преступления нацистов - сейчас даже странно, что юридический термин "геноцид" мог бы не существовать. Виньетка про Михаила Калашникова, который, оказывается, именно в 1947 спроектировал свой автомат...

На примере этой книги видны переплетения политики, истории, важности общественого мнения, разных частных инициатив и случайностей - это заставляет шестеренки в голове вращаться быстрее. Охватывать картину сложно (а сколько всего не вошло в книгу!), но очень интересно, чтение актуализирует что-то в памяти и будит очень много размышлений. Почему в школе редко преподают историю таким образом?

Отзыв с Лайвлиба.

«1947. Год, в который всё началось» — это биография 1947 года, поэтическое повествование о том, что происходило в послевоенном мире. В книге параллельно ведутся несколько сюжетных линий, где сочетаются и переплетаются истории событий, истории личностей и истории идей, многие из которых формировались как раз в то время.

В 1947 году ООН решает регламентировать права человека на международном уровне. Рафаэль Лемкин борется за то, чтобы геноцид законодательно признали международным преступлением. Вследствие обострившегося арабо-еврейского конфликта начинается раздел Палестины. Британская Индия разделяется на независимые государства, что приводит к кровопролитным столкновениям и впоследствии к войнам. Продолжаются Нюрнбергские процессы над нацистскими преступниками и начинается восстановление послевоенной Европы, наводнённой беженцами, которых нигде не ждут и которые оказываются никому не нужны. Женщины лишаются рабочих мест, когда мужчины возвращаются с войны. Симона де Бовуар начинает работу над «Вторым полом», Джордж Оруэлл заканчивает черновой вариант «1984», Томас Манн дописывает и публикует роман «Доктор Фаустус», в котором метафорически формулирует итог нравственной катастрофы родной страны. И многое, многое другое.

Книга — многогранная и эмоционально тяжёлая, пробирающая до мурашек. В ней нет художественной приукрашенности, сухого перечисления исторических фактов или полного погружения в одну из многочисленных историй, потому что эта книга не про конкретную личность или событие. Авторка писала о том, чем примечателен и важен 1947 год как для мира, так и для неё самой. Она писала о том, что резонировало с её душой и откликалось горечью в сердце: о поэзии и о чувствах, о боли и о надежде, о своей семье, пострадавшей во время войны. О том, как в памяти возникали провалы и как мир отстраивался на трясине забвения.

Две с лишним сотни страниц сопровождались недоумением, ужасом, печалью, а также неприятным чувством, будто мир совершенно не учится на своих ошибках, будто люди не усваивают уроков прошлого, боль быстро забывается, а память благополучно стирается. Заключительная часть книги оставляет за собой гнетущую пустоту внутри. Всё это перекликается с происходящим с нами здесь и сейчас, и становится вдвойне паршиво. И втройне страшно.

Отзыв с Лайвлиба.

Невероятно интересная и захватывающая, но к огромному моему сожалению очень маленькая книга. 1947 год еще очень тяжел для мира, последствия войны, еврейский вопрос, раздел Индии. Все проблемы ставшие перед странами не разрешить сходу, а те, что пытались решить таким образом заканчивались катастрофой. Новый передел состоялся, холодная война началась и бывшие союзники снова становятся врагами. Автор выхватывает события из жизни людей и стран, сжато и без эмоциональной окраски, и мы, через более чем 80 лет, можем уже оценить те или иные последствия тех решений. Как всегда очень жаль людей, чьи жизни просто не учитывались правительствами в угоду своим интересам. Как, впрочем, и сейчас.

Отзыв с Лайвлиба.

История меня интересует не фактами и не датами, мне интересна взаимосвязь событий в мире. Одновременно показанные части пазла: король бибпопа и формирование понятия "геноцид", письма Симоны де Бовуар и выдержки из показаний члена айнзацгруппы, разделение Пакистана и нехватка финансов на новые военные судебные процессы, изобильная мода на платья и проблема беженцев-евреев. Не в противовес, не для жалости. А спокойное и тихое выкладывание открыток на стол, открытки оборачиваются частью пасьянса..

Отзыв с Лайвлиба.

Yorum gönderin

Giriş, kitabı değerlendirin ve yorum bırakın
₺102,99
Yaş sınırı:
16+
Litres'teki yayın tarihi:
17 eylül 2019
Çeviri tarihi:
2019
Yazıldığı tarih:
2016
Hacim:
240 s. 1 illüstrasyon
ISBN:
978-5-91103-482-5
İndirme biçimi:

Bu kitabı okuyanlar şunları da okudu