Ücretsiz

Стеша

Abonelik
Okundu olarak işaretle
Yazı tipi:Aa'dan küçükDaha fazla Aa

В саду оказалось очень даже приятно гулять. Асфальтированные дорожки, деревья, посаженные по бокам, красивые лавочки, на которых уже сидели пенсионеры, несмотря на такой ранний час. Стеша выбрала наиболее удалённое от входа в здание место, установила коляску, а сама села напротив.

«Здравствуй, мама». Произнеся слова, которые она так долго говорила уже в своих мечтах, Стеша почему-то не заплакала, не было никакого ощущения родственности души к этой женщине, перед ней сидела совершенно посторонняя женщина.

Светлые волосы её были аккуратно подстрижены под каре, видно эта причёска тут самая модная. Голубые глаза смотрели, не воспринимая никакой информации извне, руки же женщины сложены на коленях и лежали там без движения. Это был человек, стремившейся ранее к многому, сейчас же не интересующийся вовсе ничем.

Женщина повернула голову в сторону девушки: «Кто вы?». Стеша спокойно рассказывала даме, что она её дочь, что приехала к ней на поезде. Пока не зная, что рассказать ещё, девушка замолчала, озираясь по сторонам. Доктор, готовя её к общению со своей матерью, сказал, что та может разговаривать, но мало что понимает, поэтому Стеша была готова к такой беседе.

«У меня есть дочка, ей пять лет», – Лидия Степановна опустила глаза, смотря на свои ладони, улыбаясь при этом. «Мама – это я, Стеша, твоя дочка. Я выросла». Попытки были, конечно, бессмысленными, но стоило всё же их предпринять.

«Она любит рисовать», – женщина говорила, глядя на сои руки, не поднимая глаз. Ладно, подумала, Стеша решила, что больше не станет пытаться достучаться до её сознания. Пусть будет, как будет. Девушка спросила, что же рисует её дочка, и та на удивление ответила именно на этот вопрос, рассказав, что больше всего ей нравится изображать сказочных принцесс.

Удивительно то, что действительно, она часто рисовала именно разных девушек в красивых платьях, но это было уже после исчезновения мамы. Странностей много во всей этой истории. Про то, что отцу приходил запрос о том, чтобы забрать Лидию Степановну к себе, ей ещё предстояло поговорить по возвращению домой, но вот откуда она знает про её рисунки?

Ладно, пока всё это нужно оставить, сейчас важно установить контакт, быть доброжелательной, не вводить маму в стресс, как предупреждал доктор. Поэтому Стеша продолжала разговаривать с Лидией Степановной на том уровне, на котором та могла говорить.

Через час она сдала свою маму обратно медсестре, сегодня ей не советовали общаться долгое время, поскольку всё же для этой больной женщины, Стеша была чужой, а такое общение могло плохо на неё повлиять.

Выходя уже из здания, она заметила того самого парня, нервно курящего на скамейке. Проходя мимо, она спросила его, а можно ли тут курить, ведь это ещё территория интерната, на что молодой человек извинился, бросив сигарету в урну.

Встав со своей скамейки, он тоже хотел направиться к выходу, поэтому предложил девушке прогуляться вместе. По дороге они немного разговорились. Женщина, к которой он приходил, была его мамой. Она родила его совсем поздно, ей было на тот момент 47 лет. Мальчик жил с матерью до своего двадцатилетия, потом Артём (так он представился) уехал и целых десять лет не показывался в родном городе, а когда прибыл, чтобы повидаться с матерью, оказалось, что та сдана его старшим братом в дом престарелых.

Он сделал несколько попыток, чтобы повидаться со своей матерью, но та отказывается. Вот и сегодня женщина так и не вышла, а медперсоналу сказала передать, что детей у неё нет. Расстались два родных человека очень плохо, мама полностью не одобряла его увлечений и занятий. Собственно, из-за чего парень и исчез из города и из её жизни.

Расставшись с Артёмом, она отправилась бродить по пляжу. Был тёплый и сказочный июнь, который согревал душу, ласкал тёплой водой побережья Волги и нежным ветерком. Река же удивляла своими бескрайными водяными просторами.

Она брела не спеша, ощущая всю приятную энергию от тёплой воды, которая ласкала её ноги. Было самое время подумать, поразмышлять. В голове в сотый раз прокручивались слова Фёдор, перечёркивающие всё тепло и нежность, которые она испытывала. Приятные моменты их общего существования стали не такими согревающими, как раньше, к ней опять вернулась та тоска, которая отравляла её жизнь с самого детства.

***

Пляж был не таким многолюдным в обеденный зной: гуляли мамаши с детьми, семейные парочки бродили медленно за ручку, а пенсионеры проводили своё законное время отдыха на берегу Волги.

Стеша сняла комнату в санатории города, чтобы спокойно провести неделю в месте, где жила её мама. Ей нужно попробовать наладить контакт с этой женщиной, конечно, никакого прогресса и улучшения в её случае ждать не стоит, но для душевного покоя она решила, что провести с мамой время нужно больше для неё самой.

Куда девать то, что творится у неё внутри, как жить дальше, что делать в жизни, кем работать? Столько вопросов оставались полностью без ответа. Весь последний год, несмотря на его плачевное и разрушительное окончание, был наполнен смыслом и приносил много радости Стеше, она получила столько внимания и заботы, сколько не получали никогда за всю жизнь. Обиды на Фёдора у неё не было, она всё понимает. У него тяжёлый период, он планировал всю эту ферму создавать и доводить до прибыльного состояния именно с супругой, а потом всё рухнуло.

Она может понять, может не обижаться, но находиться рядом с ощущением ненужности, которая вводит её в глубокое отчаяние, не может. Проще было сбежать, ничего не объясняя, не оправдываясь, не прося прощения. Он всё поймёт.

Её мысли были удивительным образом прерваны. Рядом с ней неожиданно оказался Артём, тот самый парень из интерната для пенсионеров и инвалидов. Он стоял рядом и улыбался. Оказалось, что парень тоже решил воспользоваться моментом пребывания в этом удивительном городе и прогуляться именно на этом побережье, так как она было ближе всех от того места, где они были некоторое время назад.

Артём улыбался и уже не был таким напряжённым, как в стенах интерната. Он шёл без обуви, босыми ногами проваливаясь в песок, а в его руках была пара кроссовок.

«Удивительная река, она словно бескрайняя. Для меня, для маленького ребёнка в детские годы, она казалась просто огромной, как море». Он посмотрел вдаль, вспоминая видно своё детство, которое провёл возможно хорошо в этом чудесном месте.

Они начали свою беседу, делясь эмоциями от пребывания в городе, от посещения интерната, обсуждая разговоры с лечащими врачами своих матерей. Как приятно поболтать с человеком, которого никогда в своей жизни уже не увидишь, ему можно, словно психоаналитику, высказать всё, что накипело ещё с детских лет. Рассказать свои обиды на родителей, поделиться переживаниями. Удивительно, но после таких бесед становится легче.

Артём начал свою историю с самого начала, ведь, чтобы объяснить, почему так сложились отношения с единственной родительницей в его жизни, нужно было начать не с того момента, когда они рассорились с матерью, а намного раньше, ещё с того времени, когда он появился.

Матери его было 46 лет, когда она познакомилась с его отцом. Тот приехал в командировку в Энгельс и пробыл тут три месяца, налаживая работу оборудования на предприятии. Как рассказала сестра мамы, та влюбилась без памяти в высокого и статного мужчину, образованного и довольно интеллигентного. Они много времени проводили вместе. Дети женщины на тот момент уже выросли: старший сын женился и получил комнату в общежитии от завода, второй сын учился в Саратове и снимал комнату там же, редко приезжая к матери.

Мужчина, появившийся в её жизни, был словно отдушина, новая волна эмоций. Но он быстро уехал, оставив лишь горечь воспоминаний и плод любви в виде ребёнка. Больше его она никогда не видела и не пыталась найти, там в родном городе его ждала семья.

Дальше Артём рассказал, как он жил с матерью, та старалась сделать из него идеального человека, приучая к строгому порядку, водя на разные танцевальные кружки, одевая всегда ребёнка в чистую и гладко выглаженную одежду. Парень вспоминает, что играть с ребятами ему было нельзя, так как он мог вымазать одежду.

Он старался не расстраивать мать, вести себя всегда примерно, чтобы заслужить её похвалу, но всегда чувствовал, что ей нужен не он сам, а та картинка, которую должен был визуализировать молодой человек. Его ролью в жизни этой женщины было соответствовать идеалу.

Артём посмотрел на Стешу, в её глазах он прочитал сочувствие и понимание, поэтому решился рассказать самое сокровенное, о чём даже и не догадываются некоторые долго его знающие ребята в Питере, где он сейчас живёт. Артём продолжил рассказывать.

Всё закончилось в один день. Молодого человека, как ни странно не привлекали в 20 лет девушки, его манили молодые парни. Что происходило с ним он не понимал, спросить было не у кого. В тот день мама пришла домой раньше на целый час и сразу зашла в его комнату без стука. Артём сидел с молодым человеком на диване, и как выразился он, они с другим парнем изучали друг друга.

Мать не могла ему простить такого несовершенства, ей казался сын омерзительным и ужасным. С чувством презрения и отвращения женщина смотрела на своего ребёнка. Он пытался поговорить с ней, чтобы что-то объяснить, но слушать женщина его не собиралась, заявив чётко: «Ты мне больше не сын».

На этом месте Артём перестал разговаривать, пытаясь понять, не осуждает ли его собеседница, внимательно выслушивающая эту историю. Но Стеша и не собиралась порицать постороннего человека, она услышала ровно столько, столько хотел донести до неё этот молодой человек. Для неё была понятна история взаимоотношений с матерью, она прекрасно чувствовала всю боль этого молодого человека.

Дальше ребята пошли в кафе, где Стеша рассказала свою историю. Артём был удивительно приятным собеседником, которому можно было рассказывать всё. Он не вклинивался в её монолог со своими советами или порицанием, просто молча слушал, вникая в то, что ему рассказывают. Это был невероятно тёплый и отзывчивый молодой человек.

 

Стеша рассказала ему про маму, которая жила в этом городе, про отца, которого она когда-то бросила, про мачеху, а закончила она рассказом о ферме, где началась её счастливая жизнь, про Фёдора, который был просто удивительным, но, которому она оказалась не нужна.

***

Следующие несколько дней прошли в том же размеренном темпе. Стеша с Артёмом приходили с утра в интернат, девушка гуляла по уютной аллее, катя перед собой инвалидную коляску с мало что понимающей женщиной, а Артём ждал в фойе, нервничал, теребя ремешок от часов, потом вставал, дожидался на какой-нибудь лавке Стешу, и они шли вдвоём гулять по набережной.

В предпоследний день пребывания девушки в этом городе, всё же довелось увидеть ей благополучное завершение истории Артёма, которому было важно поговорить с матерью, услышать её голос, почувствовать какое-то одобрение и участие в его жизни. Она вышла, Стеша её увидела. Это была престарелая, но строгая дама, которой было на вид более семидесяти лет.

Старуха надменно смотрела на юношу, который сидел возле неё словно нашкодивший ребёнок. Разговор их состоялся, и хоть он не имел какого-то определённого смысла на первый взгляд, но для Артёма был важен. Ему нужно было иметь связь с родным человеком, хоть какую-нибудь.

Лидия Степановна привыкла немного к Стеше, начала называть её по имени, всё же не осознавая значимость этой девушки в своей жизни. Она с детской радостью брала из рук молодой леди яблоки или другие фрукты. Мама рассказывала какие-то простые фразы, которые касались её жизни лет пятнадцать назад.

Она говорила, как готовила вкусно, что её все хвалили, про кошку, которая жила возможно у неё, а может она её придумала. В последний день своего пребывания Стеша зашла в комнату, где проживала мама, увидев на стене свой рисунок. На нём была изображена принцесса с диадемой на голове, на которой был красивый наряд из длинного платья с бусинами.

«Нравится? Это моя дочь нарисовала». Лидия Степановна заулыбалась, с гордостью смотря на рисунок. Стеша подошла к стене, разглядывая картинку, которую она помнила. Этот рисунок был нарисован её рукой в пятилетнем возрасте, но как он попал к ней?

На прощанье девушка поцеловала женщину в щёку, произнеся последние слова: «Прощай, мам». Женщина посмотрела на неё, спросив, почему она уходит, и Стеша объяснила, что ей уже пора. Она уходила в тот день, спеша на поезд, не зная, будет ли когда-то ещё в этом городе.

***

В поезде ей понравилось ехать, она всю дорогу смотрела в окно, вглядываясь в просторы своей страны, удивляясь, какая же она большая и могучая. Напротив неё ехала женщина с ребёнком, а наверху два парня. Компания была весёлая, всю дорогу они проговорили с милой мамашей, обсуждая проблемы воспитания детей, и делясь между собой разными случаями из жизни своих малышей. Она так соскучилась по своему сыну.

Ей было удивительно, как могла мать просто так её оставить и уехать далеко, не видя дочери, не зная, как она там, хорошо ли ей, всё ли у неё в порядке. Как можно оставлять своего ребёнка? Стеше так уже не терпелось обнять своего сынишку, прижимая близко к себе и вдыхая его пьянящий, детский запах. Как же сладко пахнет свой собственный ребёнок!

Отец был на работе, когда она зашла домой. Мама Таня готовила обед, а Данил был в детском саду. Самое время, чтобы поговорить, обсудить всё, что она увидела и услышала. Две женщины уселись за стол, и Стеша стала рассказывать. В конце своего повествования выложила своё удивление по поводу того, что на стене был рисунок, который Стеша рисовала в пятилетнем возрасте.

Мама Таня посмотрела в окно, потом опустив голову и уставившись на свои руки, стала выкладывать новые подробности их семьи, которые происходили некоторое время назад.

Действительно, Лидия Степановна писала и бабушке, и отцу Стеши. У неё не было желания оставлять ребёнка насовсем, она поехала вместе с мужчиной, которого полюбила, но в планах было приехать за дочерью, когда она определиться с местом жительства.

Отец же отдавать ребёнка не собирался. Он прекрасно знал, что ей будет больно без дочери, он знал, как сильно Лида любила своего ребёнка. Сергею дочь не особо была нужна, он использовал её в качестве мести женщине, которая нанесла ему сильную боль, предав и уехав с другим мужчиной.

В момент её отсутствия он подал документы на лишение родительских прав, чтобы она официально не имела возможности забрать ребёнка. Женщина приезжала за ребёнком через какое-то время, но даже повидать не смогла, потому что муж был против. Та и уехала без дочурки.

Татьяну она выловила однажды у их дома, старалась надавить на жалость, объяснить, как ей больно, что она хочет хотя бы повидать своё дитя. Но мама Таня не могла перечить отцу, она его побаивалась, поэтому помочь ничем не смогла, передав единственное, что было у неё в тот день – рисунок, который она несла с собой в сумке. Стеша нарисовала его в детском саду, положив в сумку маме Тани, чтобы унести домой, да только он там и остался. Так вот эта принцесса и оказалась на стене у Лидии Степановны.

Телеграмма от врача приходила, она не стала отрицать, Сергей порвал её, сказав, что пусть она остаётся в одиночестве, не станет он ей помогать. Вот и всё, что могла рассказать Татьяна. Разве могла женщина вмешиваться в отношения мужа и его бывшей жены? Да и что бы она сделала? Ребёнок был не её.

С отцом состоялся и вовсе короткий разговор. Тот не желал беседовать по поводу этой «предательницы», как он называл Лидию Степановну, ему безразлично, как она себя чувствует и, что с ней происходит. Стеша пыталась узнать про телеграмму, которую он получал много лет назад, где было указано, что женщина осталась инвалидом, что родных, кроме него у неё нет. Отец был непреклонен, отвечая, что ничем он этой даме не обязан.

***

Мама Таня рассказала, что в момент её отъезда в Энгельс, к ней приходили мужчины, сразу три, хорошо, хоть не в один день, улыбнулась женщина и загадочно посмотрела на дочь.

Один из них оказался отцом Данила, он приезжал по каким-то делам в город, хотел повидать сына и поговорить с бывшей женой. Пока сидел на кухне, пожаловался своей бывшей тёще, что семейная жизнь разладилась, супруга ушла к другому, а тут у него сын, вот он и решил проведать Стешу и спросить, вдруг она одумалась.

Ещё был Семён. Тот не стал проходить в дом и долго беседовать, отдал цветы, предназначенные Стеше, попросил позвонить, как только приедет девушка обратно.

Третьим мужчиной был Фёдор, он очень торопился. Узнав, что его бывшая работница уехала в Энгельс, где проживает её мать, сказал, что Стеша правильно поступила и ушёл.