Мне нравится, как в этой книге показан контраст между злом и добром, между патриотизмом и национализмом. С одной стороны это семья эсэсовца, но с другой стороны она ходит в местный дом ветеранов, рассуждает о важности помощи людям и прочих вещах… и надо сказать, что этой книге я куда более охотно верю, чем «Мальчику в полосатой пижаме». Просто прочитайте и сравните две эти книги, и вы поймёте, что «Дочь рейха» – это с точки зрения той действительности куда правдивее, чем вот это непонятно что в «Мальчике в полосатой пижаме»… Правдивее не только потому, что здесь сразу показано негативное отношение детей к евреям, а не придумано Бог весть что для того, чтобы показать, что для детей, якобы, такие мелочи как происхождение не важны, но и потому, что здесь процесс превращения из человека в монстра и обратно идет постепенно. Получилось очень мощно, и, я думаю, не зря они изучали в классе «Превращение» Кафки. Очень мощный отрывок с замерами, когда измеряют Фриду и Вальтера… действительно, согласно одному из дневников того времени, в школах проводились замеры головы. В целом могу сказать, что, несмотря на всю свою наивную художественность книга очень правдоподобная. Все эти образы, ситуации, диалоги можно легко представить себе в тех обстоятельствах. Несмотря на всю свою преданность рейху и Гитлеру, Хетти все же находит в себе место для сомнений в том, что происходит.
И это ещё одно фундаментальное отличие «Дочери рейха» от «Мальчика в полосатой пижаме»: все поступки героев более или менее мотивированы. Герои делают какие-то вещи по той или по этой причине. «Мальчик в полосатой пижаме» же вообще не дает каких-то четких объяснений тому, что там происходит. Фактически, для той эпохи, то, что описано в «Мальчике в полосатой пижаме» – это нечто на уровне сюрреализма. Какого-то гротеска. Короче говоря, если выбирать между этими двумя книгами, то «Дочь рейха» выигрывает однозначно.
Почему-то принято считать, что холокост – это только убийства в газовых камерах и непрерывные сожжения в крематориях, и мало где отражена(если вообще где-нибудь отражена) истинная трагедия холокоста… суть вещей. Ведь, в чем была истинная цель? Уничтожить человека сначала в социально-экономическом, потом в морально-психологическом и только потом уже в психическом и физическом смыслах. Это было не то чтобы пиф-паф и вы мертвы, нет! Из вас сначала выжимали все, что можно. Примером такой «выжимки», того, как человек медленно опускался на дно, является Вальтер в этой книге.
Также, в этой книге нам показывают очень сильную личность главной героини, которая, хоть и не готова противопоставить себя обществу, все равно, при всем давлении, не всегда согласна с ним.
И тут, опять же, прослеживается разительное отличие от этого несчастного «Мальчика в полосатой пижаме», в свое время так хорошо разрекламированного: Бруно просто и непринужденно контактирует со Шмуэлем, для него контакт с ним не несёт за собой никакой внутренней борьбы, что практически невозможно в контексте той эпохи.
В «Дочери рейха» нет крутых сюжетных поворотов, все они очень мягкие, сглаженные, но вы все равно будете переживать так, будто что-то, стоящее в непосредственной близости от вас, вот-вот развалится от одного вашего прикосновения.
Фишка этой книги в том, что, при всей банальности сюжета, она все равно захватывает.
Я начинала о ней думать, когда просыпалась утром, и заканчивала, когда ложилась спать вечером.
Это одна из тех вымышленных историй, о которых очень хочется думать, что они правдивы до своего основания: хочется, чтобы Хетти, наконец, нашла союзника в собственном доме, хочется, чтобы ее мама по итогу оказалась больше француженкой, чем немкой, хочется, хочется, хочется…
Роман воплощает в себе, прежде всего, женскую трепетную и нежную натуру… чем-то в этом плане он похож на «Соловья» Кристин Ханны… обязательно буду еще читать ее книги в этой жизни. Этот «Соловей» прямо-таки меня не отпускает…
Впрочем, вернусь к «Дочери рейха»… современные авторы в большинстве своем вынуждают школьниц искать идеал «запретной любви» в вампирах, магах и ведьмаках, хотя, если подумать, оно вот оно, было на самом деле, не так давно, и все по-взрослому.
Дети военных и предвоенных лет, очевидно, были вынуждены очень рано взрослеть, поскольку военное время предполагает самопожертвование, а на него способны только зрелые люди. Автор пытается показать, какие типажи обитают в смутных временах, и каковы их мотивы. Любовно-наивно, но в тоже время мощно и натурализовано. «Дочь рейха» способна занять достойное место как в вашей библиотеке, так и в вашем сердце!
У меня давно не было таких случаев, чтобы книга была настолько грустной, что я хотела бы как можно скорее закончить ее, но в то же время настолько…. Захватывающей, что нельзя было бы это сделать раньше времени. Девушки, милые, приготовьтесь пить валерьянку. Я серьезно. Это ужас.
Не знаю, что там в русском переводе, но в английской версии есть раздел, где в итоге все встает на свои места, состав его таков:
1.Благодарности.
2. Об авторе.
3. От автора.
4. Интервью с автором.
По-хорошему, все это тоже надо бы перевести.
На обложке написано, что книга в лучших традициях «Татуировщика из Освенцима» и «Всего невидимого нам света»… как вам сказать… по содержанию она ближе ко «Всему невидимому нам свету», а призрак «Татуировщика из Освенцима» здесь незримо присутствует только потому, что и он, и «Дочь рейха» принадлежат к числу образцовой современной литературы о войне.
Скажем так, «Дочь рейха» – в духе всего лучшего, что можно прочитать о второй мировой сегодня. Не вчера, не позавчера, когда еще ничего не остыло, а именно сегодня.
Автор проделала колоссальную исследовательскую работу.
Приятного чтения!
Yorumlar
82