«Законам Мерфи вопреки» – вторая после «Психологии с подковыркой» книга Рената Янышева, главной героиней которой является психолог Валерия Верницкая. Конечно, ее можно читать и как самостоятельное произведение, поскольку на первых же страницах автор добросовестно поясняет, кто есть кто и, в общих чертах, обрисовывает, или хотя бы обозначает предшествовавшие события. Да и далее в тексте ссылки на них тоже встречаются постоянно.
Содержание этой книги является непосредственным продолжением предыдущей, причем разрыв во времени действия составляет всего несколько месяцев. Читатели расстались с Верницкой в начале лета, когда она решала, как провести свой отпуск, и вновь встретились с ней, как со своей хорошей знакомой, через пару-тройку месяцев, после ее возвращения.
Вместе с Валерией в новую повесть «переходят» и другие основные герои, уже знакомые читавшим «Психологию с подковыркой». Так что складывается впечатление, что просто оканчивается расследование одного преступления, находят свое решение одни загадки, и на смену им приходят другие.
Главная героиня по-прежнему пытается участвовать в этих расследованиях, причем почти всегда неудачно, зачастую внося в них дополнительную путаницу, и тем лишь осложняет работу правоохранительным органам и своим друзьям.
Неумелые попытки героини участвовать в расследованиях сталкивают ее с самыми разнообразными людьми. Конечно, ей, как психологу, «положено» разбираться в людских характерах, но, наряду с этими, чисто профессиональными качествами, в ее поступках и реакциях все чаще проявляется простое человеческое восприятие происходящего и отношение к людям, и она проявляет к ним участие и добросердечие, даже если они этого не всегда заслуживают.
Это привносит в ее образ новые краски и, сохраняя его по-прежнему очень привлекательным, к тому же еще и оживляет его, делая не столь схематичным и однозначным. И Валерия перестает быть «типичной», у нее появляется своя, ярко выраженная и неповторимая индивидуальность.
Эти изменения подчеркивает и легкая лирическая нотка, которая начинает пробиваться уже с самых первых страниц этой повести – Валерия радуется летнему дождю, подробно разглядывает один из питерских переулочков, любуется яркой окраской деревьев перед институтом, с наслаждением прогуливается по Летнему саду и осеннему парку.
Все эти листики-цветочки, птички-бабочки, отдаленные звуки саксофона, а то и целая «симфония» питерских крыш, постепенно перерастают в настоящую лесную «поэму». Впервые изменяется место действия, и вместо городской суеты начинается чудесная сказка – поездка на лесное озеро.
Живой, девственный лес, спрятавший в своей глуши от посторонних глаз столетнюю избу, полную незнакомых вещей, неясных звуков и неизвестных запахов… Здесь уже вовсю развернулось настоящее действо, даже, пожалуй, таинство, где все живет своей собственной, непонятной непосвященным жизнью – и озеро, и родничок, и даже туман.
Такой прием позволяет переносить и героев, и читателей в совершенно другой мир. Мир, абсолютно отличающийся от привычного не только внешне, но живущий по каким-то своим, непонятным законам. И, оказавшись в этом новом мире, в иных, неожиданных обстоятельствах, все персонажи тоже проявляют себя по-новому, раскрываясь с самых неожиданных сторон.
В результате, вследствие самых разнообразных событий, происходящих в ее жизни, Валерия становится уже не столь легкомысленно-насмешливо-ехидной. Ее эмоциональность постепенно начинает уступать свое место чуткости, и она все чаще обращает внимание на мир вокруг себя. Причем не только как созерцатель, любующийся красотой природы, поскольку, с течением времени, эти внешние изменения неминуемо отражаются на всей системе ценностей героини.
Yorumlar
1