Незаконченный роман «Псы господни» (таково первоначальное название романа) не совсем характерен для творчества Валентина Саввича. Писатель редко заглядывал в допетровскую эпоху. Его романы освещали XVIII, XIX, XX века. А вот в «Псах господних» Пикуль решил отобразить XVI век, – эпоху Ивана Грозного. Причём сделать он это задумал через историю Ордена Иезуитов (Общество Иисуса Сладчайшего). Орден Иезуитов, созданный Игнатием Лойолой в 1540 году, распространил своё влияние в интересах католической церкви по всему миру. Попала в сферу интересов Ордена и Россия. Папы Римские и раньше не раз пытались духовно подчинить русское государство, вспомним крестовые походы времён Александра Невского или Флорентийскую унию 1439 года. Где не удавалось словом, действовали силой. Проникновение иезуитов в Европу, а затем в Россию, становится главной темой романа. Сначала, Валентин Саввич хотел показать начальный период деятельности Общества Иисуса. Но со временем планы расширились. Расширился временной период, более полным становиться географический охват событий. Автор находился в постоянном поиске нового названия. Наконец в черновике Пикуль написал заголовок «Целый век. Столетие», и примечательно, как он определил жанр произведения: «историческая панорама».
Пикуль хотел поведать читателю о целом столетие русской и европейской истории. Весь роман он разбил на 3 части. Первая, – «На кострах», писатель планировал начать с образования Ордена Лойолой в 1540 году и закончить 1583 годом, – окончанием Ливонской войны и рождением известного полководца Валленштейна (мосток к 3 части).
Пикуль успел написать 150 страниц первой части, поэтому мы можем, более-менее, судить о ней. Роман развивается, как бы параллельно несколькими линиями. История России времён Ивана Грозного, его внешняя политика, Ливонская война, опричнина. А так же деятельность Общества Иисуса, через биографию иезуита Куэваса, и история Испании времён короля-тирана Филиппа II, с которым Пикуль сравнивает Ивана Грозного. Повествование обрывается на самом апогее опричнине, – на убийстве митрополита Филиппа и накануне кровавого новгородского похода. Поэтому, как бы дальше развивалась события можно только догадываться. Но, например, если в первых строках романа автор вводит Екатерину Медичи, то можно предположить, что религиозные войны во Франции и Варфоломеевская ночь так же получили бы своё развитие. Некоторое представление о первой части может дать и миниатюра Пикуля «Закрытие русской лавочки» о попытке проникновения иезуитов и насаждение католичества в Россию в конце правления Ивана Грозного.
Вторая часть, – «Смутное время» начиналась бы с легендарного похода Ермака в Сибирь и смерти Ивана Грозного, а заканчивалась бы избранием на царство Земским собором Михаила Романова в 1613 году. Здесь мы можем только предполагать, как Валентин Пикуль осветил бы один из самых интересных периодов русской истории. Борис Годунов и первый патриарх в нашей стране Иов, Лжедмитрий I и Марина Мнишек, царь Василий Шуйский и Иван Болотников, полководец Михаил Скопин – Шуйский и Лжедмитрий II, Минин и Пожарский, патриарх Гермоген и митрополит Филарет, вот далеко не полный перечень главных героев второй части. И всё это через призму деятельности иезуитов, которые незримо, как тени проникали в Россию в обозах Лжедмитрия I, вместе с польскими захватчиками с целью идеологического порабощения нашего народа.
Третья часть, – «Разорение» имела бы хронологические рамки с 1613 года до 1634 года, – года смерти Валленштейна и окончания Смоленской войны. Эта эпоха русской и европейской истории у нас, вообще, мало отображена в литературе. Россия поднималась из пепла после Смуты, восстанавливала свою экономику, охраняла границы от новых авантюристов. Очередная шведская агрессия, героическая осада Пскова и Столбовский мир 1617 года, агрессия Польши и Деулинское перемирие 1619 года – вот события, которые могли бы наполнить третью часть. В 1632 году Россия начинает войну с Польшей, пытается вернуть Смоленск, потерянный в трагичное Смутное время.
Всё это бурно переплетается с общей международной обстановкой в Европе. В 1618 году вспыхивает Тридцатилетняя война, охватившая весь континент. Католическая коалиция Габсбургов во главе с Германской империей (Австрией) и Испанией воевали с антигабсбургской коалицией, куда входила Франция, Швеция и многие германские княжества. Европейская бойня всосала в свою орбиту и Россию с Польшей. Государственные интересы нашей страны привели её на сторону антикатолической коалиции, а Польша, как католическое государство примкнула к Испании и Германии. Не даром, многие историки расценивали Смоленскую войну 1632 – 1634 годов, как составную часть войны Тридцатилетней. К тому же Россия активно помогала Швеции поставками зерна, что способствовало успешным военным действиям нашего северного соседа.
А посему Альбрехт Валленштейн – воспитанник иезуитского училища в Ольмюце (в Чехии) и самый известный полководец времён Тридцатилетней войны становился идеальным героем для третьей части романа. Кроме Валленштейна героями третей части романа могли быть и кардинал Ришелье, и шведский король Густав-Адольф и русский полководец Шеин и многие другие.
Сейчас не возможно сказать, какой бы роман был по объёму и по воплощению, но замысел, бесспорно, был грандиозный.
Yorumlar
3