Ставлю этой книге 4/5 исключительно за ярко-выраженную антисоветскую позицию автора.
Вот, что я вам скажу: эта книга заставила меня пожалеть о том, что я, изучая французский язык в школе, не дала себе труда, в конечном итоге, усвоить его. Но если отталкиваться от того, что есть в переводе… эта книга из тех, для которых нет критериев оценки плохо/хорошо. Как во многих мемуарах и автобиографиях, в ней присутствует своего рода «рваное» повествование: когда мысли автора перетекают одна в другую не плавно, а резко.
Это создает сложности даже при чтении, не говоря уже о переводе. Местами непонятно, ошибка ли это переводчика, или просто какая-то отрывистая мысль, едва-едва проскользнувшая у автора…
Поэтому эту книгу противопоказано слушать в аудио-формате: если вы хотите действительно понять, о чем идет речь, ее нужно только читать. И читать со сносками.
Конечно же, ассоциации с «Пианистом» Владислава Шпильмана в данной ситуации неизбежны.
Возможно, что когда-нибудь вы, кто теперь читает мой отзыв, задавались таким вопросом: «А зачем нужны такие книги? Какова их практическая польза для современного общества? Ведь все это уже давно обросло мифами, легендами и домыслами…». Я готова ответить вам так: в этом может быть какой-то процент домысла, но общий «узор» все равно просматриваем. И если мы не будем время от времени возвращаться к нему, не будем читать подобные книги и статьи, смотреть документальное кино и знать таких историй, то очень скоро сами окажемся в Аушвице 2.0., сами будем гореть, задыхаться, голодать и мерзнуть.
Мы утверждаем, что славны ветераны, совершенно забыв о том, что любое поражение немцев на фронте, любая успешная акция партизанского движения в тылу, незамедлительно отражались на мирном населении оккупированных территорий и на «концлагерниках». И они принимали этот удар. С честью и достоинством принимали.
Более того я вам скажу, как и ветераны, они принимали этот удар за всех нас, потому что если бы Гитлера не было в 1933 г., то где гарантия, что он не появился бы в 2033 г.?
Честно говоря, гарантии и теперь порядком подыстощились, но я все-таки надеюсь, что плотина нюрнбергского трибунала в свое время делалась из камня, а не из говна и палок.
Yorumlar
14