Это лучшая книга, прочитанная мной за последние несколько лет. Она о том, как разные люди приходят к богу. И о том, как бесы этому препятствуют, как человеку трудно побороть себя. И как трудно сохранить веру, когда жизненные обстоятельства провоцируют повернуться к дьяволу. Это лучшее, что я читала о пути к Богу. Уникальный язык книги, его образность, вкрапление замечательных стихов, многогранность характеров – это не все, ради чего стоит читать. Рассказ, повесть и роман соединены единым замыслом, а судьбы героев странно переплетены. Это заставить охать читателя и удивляться до последней строки.
Cilt 520 sayfalar
2014 yıl
Триада
Kitap hakkında
Автор считает книгу «Триада» лучшим своим творением; работа над ней продолжалась около десяти лет. Начал он ее еще студентом, а закончил уже доцентом. «Триада» — особая книга, союз трех произведений малой, средней и крупной форм, а именно: рассказа «Кружение», повести «Врачебница» и романа «Детский сад», — объединенных общими героями, но вместе с тем и достаточно самостоятельных. В «Триаде» ставятся и отчасти разрешаются вечные вопросы, весьма сильны в ней религиозные и мистические мотивы, но в целом она не выходит за рамки реализма. Это умная, высокохудожественная книга о современности как для широкого круга читателей, так и для эстетов.
Хорошо! Очень хорошо.
Книга медленная, спокойная. Один в один списана с жизни, и оттого мистический элемент кажется таким реальным. Такой сложной конструкции сюжета и числовой закономерности в вольной литературе я ещё не встречала.
Триада - это рассказ, повесть и роман, от меньшего к большему. Особенно повесть "Врачебница" прозвучала в унисон с моим собственным опытом пребывания в больницах (люблю я это дело). Всегда поражает, когда незнакомый человек умудряется в своём герое практически полностью описать тебя. И радует, что ты не один такой :)
Книга мне досталась от подруги из Пензы, которая автора знает лично. Новенькая, дышит ещё типографией. Как хорошо, что сегодня ещё печатаются качественные объёмные книги современных писателей! Причём книги серьёзные.
Ура Чепкасову, хорошая работа. Спасибо!
Отзыв-рецензия на произведения Евгения Чепкасова «Триада» (написано после прочтения «Триады» в первой редакции)
Сладкая…Такой эпитет, относящийся к книге, не переставал преследовать меня на протяжении всего чтения произведения Евгения Чепкасова «Триада». Уверен, всему виной пластичная звукопись, чутьем которой автор обладает на уровне вкусовосприятия дегустаторов-критиков в гиде Мишлен. Как они способны в многокомпонентном пюре почувствовать десятки его составляющих, так и автор чувствует мелодию звуков, разбирает слова на ноты, а нам остается наслаждаться прекрасной мелодией. Но почему сладкая? Не знаю…может ли быть мелодия сладкой? Бог с ней! А вот звукопись в «Триаде» сладкая, аж прищуриваешься от удовольствия.
Мне сложно судить о книге с точки зрения ее композиции, скрытого смысла, тайных посланий. Причин для этого много. Помимо банальной неопытности в литературоведении и писательском мастерстве, сюда можно добавить скудные знания касаемо лейтмотива – православной тематики. При всем при том, уверен, что я смог-таки увидеть больше 10% намеков и тайных посланий автора. Для меня это серьезный результат. Ощущения подсказывают мне, что загадок для ума в произведении оставлено немало. Книга определенно заслуживает минимум двукратного прочтения: первое – для наслаждения, второе и последующие – для разгадок ребусов.
Чтобы открыть все тайные дверцы произведения, его нужно не просто читать, а изучать. Причем человеку, обладающему достаточными знаниями в области литературоведения, культурологии, теологии.
Не буду сильно «загоняться» по поводу недостаточности моих знаний для анализа. Поступлю проще, а, значит, скорее всего правильнее. Напишу об ощущениях от книги, от тех идей, которые я из нее почерпнул.
Во-первых, я бы порекомендовал эту книгу для прочтения любому человеку, кто занимается писательством: с профессиональным (наверное, так…) подходом или любительским (хобби). Одни из главных героев романа «Детский сад», Гена Валерьев и Миша Солев – начинающие писатели. Автор очень тонко делится своими соображениями по писательскому мастерству с публикой. Они выглядят абсолютно гармонично, вписываясь в произведение как элементы описания творческого процесса, размышлений. При этом их смело можно конспектировать в полноценную лекцию, способную помочь любому неокрепшему писателю избежать обидных ошибок.
Во-вторых, какое потрясающее открытие я совершил, прочитав «Триаду»! Евгений Чепкасов в романе ставит вопрос: может ли невоцерковленный человек понять истинно верующего касаемо вопросов «что есть Бог лично для тебя?», «каковы истинные мотивы веры?», «какие чувства испытывает верующий?». Ответ, который я нашел – нет, не может. Вера – сугубо личное чувство, эмоция, состояние. Но веру можно приобрести: посредством чуда, с рождения и воспитанием, через потрясение. Обретая веру человек начнет испытывать радость от нее, беспричинную, просто существующую и исходящую от доброты Бога. Думаю, что «Триада» способна усмирить даже в сердцах скептически настроенных к вере читателей негативную эмоциональную бурю, в которую попадает сейчас церковь по ряду причин: увеличение количества атеистов, развитие науки, появление психологических практик, способных заменить человеку веру в высшее существо, неподобающее поведение служителей церкви и т.д. По крайней мере, мне так показалось. Добро, исходящее от веры, описываемой в «Триаде», некорыстно, не требует пожертвований, махинаций – оно просто есть, и даруется каждому верующему. Даже служители церкви низших чинов предстают почти идеальными. Наверное, такой церковь быть и должна. Приближенной к человеку, помогающей ему.
Третье поразительное открытие! Да, возможно, я не всегда понимаю и интерпретирую Евгения Чепкасова так, как он того, может быть, хотел бы. В рассказе «Бухта-барахта» я нашел такой смысл, которого Евгений и не закладывал. Так и тут со Свидетелями Иеговы. Мне показалось, что писатель снисходительно оправдывал их. Конечно, для автора есть одна вера и одна церковь – православная. При этом, в романе дается описание психологического кружка – настоящей секты по вытягиванию денег. Автор наказывает мошенников выселением из места их постоянной дислокации. При этом, девушку главного героя он помещает в состояние праведной потерянности: она – свидетель Иеговы. Множество постулатов этой церкви противоречат православным нормам, при этом, очевидно, остается путь по выбору правильного, по мнению автора, пути. Если экстраполировать это предположение на все религии мира, то можно сделать вывод, что искренне добрая вера, доброе отношение к людям, миру – всегда имеет место быть, независимо от принадлежности к какой-либо церкви. А корыстное «промывание мозгов» – в вопросе веры, в политике ли, в экономике – должно быть наказано, и, как мне подумалось, самой судьбой – этакая высшая справедливость.
Четвертая столь приметная для меня вещь – лифт, обсуждаемый в письмах отцом и сыном Валерьевыми. Здесь я увидел интересное противопоставление религий/философских течений, основанных на развитии духа (карма, Нирвана) и христианства. Отец Гены описывает жизнь как движущийся лифт. Чем дольше остаешься в нем, тем более просветленным становишься. Такая позиция весьма соответствует буддизму и индуизму. Человек проживает множество жизней, реинкарнаций для того, чтобы в каждой жизни выполнять свою кармичскую задачу, становясь сильнее духовно, обеспечивая постоянное развитие духа до достижения определенной цели (например, Нирваны), причем крайне важно с этого пути не сойти, продолжать духовное развитие – то есть, оставаться в лифте как можно дольше. Гена Валерьев в ответном письме отцу описывает жизнь как неподвижный лифт и постоянно регрессирующее внешнее пространство. Если выходишь из лифта, то деградируешь (как мне тут видится: если сходишь с пути истинного, то попадаешь в Ад). То есть, люди, родившись, находятся в лифте – получается, что дети изначально обладают некой душевной чистотой, которая потом растрачивается при взрослении и должна поддерживаться соблюдением праведного образа жизни. Если же человек сходит с праведного пути (выходит из лифта), то он стремительно регрессирует духовно, опускаясь на дно. И последняя произнесенная Женей Солевым в романе фраза «Это уже не мой садик. Когда он был моим, я причащался без исповеди» говорит мне о том, что Женя встал на путь взрослого. Теперь ему нельзя причащаться без исповедания. То есть будут грехи, как у любого взрослого. Появилась опасность выхода из лифта. Таким образом в этой модели понимания мира, дух неподвижен, и все усилия направляются на удержание его на дарованном изначально наивысшем уровне.
Пятое – спираль. Для меня было удивительно читать столь «христианскую» книгу Триада, и часто ловить себя на мысли, что произведение заглядывает глубже одной религии. Да, пожалуй, теперь я сознаю, что Триада поднимает вопрос и множественности Вселенных. На такую идею меня натолкнула спираль жизни/судьбы. Ведь если возможно очутиться в определенной точке пространства одному и тому же объекту, но в другое время, то это можно развить до теорий о параллельных мирах, реинкарнации, повторяемости жизни и т.д. Какое поле для размышлений!
Я намеренно не читал рецензию на Триаду, приведенную в книге. Хотел сначала подумать сам, до чего-то додуматься. Из любопытства прочитал первые две страницы и остановил себя. Там дается толкование цифр, зашифрованных в рассказе Кружение. Перечитал, перепроверил. Цифры не сошлись. На 9-ку я вышел (круги Ада Данте), но вот цифры складывал другие. В рецензии приведены 1,3,5, у меня же получились 1,2,6. С первым кругом троллейбуса все очевидно, если знаешь ключик (круги Ада Божественной комедии). Грусть в церкви до начала службы показывает нам безболезненную скорбь дохристианских праведников и некрещенных младенцев. А вот дальше идут нестыковки. Во втором круге троллейбуса описываются сцены похоти, пара собак (возможно намек на низменные инстинкты), полагаю, что цифра 3 в приведенной в книге рецензии могла возникнуть из-за того, что Паше почудилось, «что с кровати свесился некто треглавый». Действительно, Цербер охраняет 3 круг Ада. При этом, по моему мнению, охранник не так важен, как грех, за который мучаются в круге. Итак, похоть – 2 круг Ада Данте. Далее оспорил бы цифру 5. Да, в третьем круге троллейбуса дядя Паша позволил себе гнев: «Вон!!! – дико заорал дядя Паша и топнул, топнул, топнул ногой. – Вон!», гнев наказывается в 5 круге. При этом очевидно, что основная тема третьего круга троллейбуса – ересь, которую обсуждают женщины. Это уже 6 круг. Итого 1+2+6 = 9. Более того, продолжим нумерологию – 1+2 = 3 (Троица, важнейшая цифра в Христианстве, олицетворение добра, спасения от зла, возможности обретения высшего состояния духа (по христианству – после крещения и праведного образа жизни)), 1+6 = 7 – число судьбы, вопрос фатализма, спираль в романе Детский сад, 2+6 = 8 – бесконечность, число Сатурна (дар, либо наказание – лифт, разное понимание в вопросах развития духа).
Произведение «Триада» встретилось на моем жизненном пути не зря. Случайностей, наверное, не бывает…Книга способна многому научить, при этом, она способна задать вопросы, обращенные к миру, к высшим (высшей) сущностям (сущности), к читателю. Когда буду готов, я обаятельно перечитаю ее второй раз…
Yorum gönderin
Yorumlar
3